Наука

«Как увидеть атомы?»

В рамках проведения недели высоких технологий и технологий  предпринимательства в МБОУ «СШ №17» в 10 а и 10б классах прошли наноуроки «Как увидеть атомы», которые провела учитель биологии Вяткина И.А. На уроке в увлекательной форме рассматривались экспериментальные подходы, позволившие ученым шаг за шагом проникнуть в наномир, увидеть наночастицы и атомы, создать искусственные наноструктуры и даже манипулировать отдельными атомами. Обсуждались корпускулярно-волновой дуализм и туннельный эффект. Рассматривались и обсуждались эксперименты по исследованию атомной структуры материалов с помощью рентгеновского излучения, электронных и ионных пучков, сверхострых твердотельных игл. Приводились и обсуждались  изображения поверхности, полученные с помощью автоэлектронного и автоионного проекторов, электронного микроскопа, сканирующего туннельного и атомно-силового микроскопов.

Урок сопровождался мастер-классом по визуализации наноструктур различной природы (поверхность лазерного диска, дифракционная решетка, крыло бабочки, лепесток розы, клетки крови) на виртуальном тренажере сканирующего зондового микроскопа «NanoTutor» (симулятор размещен в сети Интернет). В заключении урока педагог вводит характерные масштабы структурных элементов атома, характерный размер атомного ядра, электронной оболочки, расстояния между атомами в веществе.  Учащиеся, используя эти данные, определяли сколько атомов находится в 1 см3 материала.