С 1 октября в России вступает в силу новое постановление правительства, устанавливающее долгосрочные изменения в утилизационном сборе для легковых и грузовых автомобилей, автобусов, прицепов и дорожно-строительной техники. Эти меры затрагивают как импортеров, так и автопроизводителей, и могут существенно повлиять на стоимость автомобилей на российском рынке.
Важные изменения в утилизационном сборе
По закону утилизационный сбор оплачивается за каждый автомобиль, который ввозится в страну или производится на ее территории. Хотя базовая ставка сбора останется на уровне 20 000 рублей, основной рост произойдет за счет коэффициентов, которые зависят от объема двигателя и возраста автомобиля. Так, для автомобилей с двигателем объемом от 1,0 до 2,0 литров сбор увеличится с 300 600 рублей до 556 000 рублей в 2024 году, а в 2025 году составит уже около 667 000 рублей.
Рост цен на автомобили неизбежен
Эксперты предупреждают, что повышение утильсбора неминуемо приведет к подорожанию автомобилей. Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза, отмечает, что цены на автомобили, особенно на китайские модели, могут вырасти на 300 000 рублей или на 10-20%. Алексей Тузов, независимый эксперт транспортной отрасли, прогнозирует, что общая стоимость новых автомобилей может подняться на 10%, также из-за проблем с банковскими расчетами между Россией и Китаем.
Льготы для частных лиц
Важно отметить, что увеличение утильсбора не затронет тех, кто ввозит автомобили для личного пользования. Если объем двигателя автомобиля не превышает 3,0 литра, частные лица смогут продолжать импортировать машины по льготным ставкам, при этом они должны соблюдать ряд условий: можно привезти только один автомобиль в год, который должен находиться в собственности не менее года.
Упрощение оформления ДТП
Помимо изменений в утильсборе, с 1 октября россиян ждут нововведения в оформлении ДТП. Теперь в бланке извещения об аварии появится QR-код, который будет вести на страницу «Госуслуг» с инструкциями по оформлению аварии через европротокол. Это должно значительно облегчить процесс подачи заявления на возмещение ущерба, исключив необходимость посещения страховой компании.
Отложенный единый полис ОСАГО
Также планировалось введение единого полиса ОСАГО для России и Белоруссии с 1 октября, но из-за сложностей с интеграцией законодательств двух стран этот процесс был перенесен на 1 января 2025 года.
Таким образом, изменения в законодательстве и нововведения октября 2024 года могут серьезно повлиять на автопром и рынок автомобилей в России. Увеличение утильсбора, рост цен и упрощение бюрократических процедур — все это важно учитывать как для автолюбителей, так и для тех, кто занимается покупкой и продажей автомобилей.